Об интенсивном обучении

К сожалению, сегодня понятие “интенсивное обучение иностранным языкам” интерпретируется не совсем корректно. В большинстве случаев интенсивное обучение идентифицируется с краткосрочным курсом, главной особенностью которого есть обучения лишь устным формам общения за короткий срок. Такое представление не отображает сути интенсивного обучения. Интенсивное и ускоренное обучение не являются синонимическими, поскольку последнее имеет в виду лишь внешние признаки интенсификации (сокращения термина обучения, увеличения объема материала за определенный период времени). Так что же такое интенсивное обучение?

Понятие “интенсивное обучение” связано прежде всего с двумя именами – болгарского ученого, врача-психотерапевта по специальности Георгия Лозанова и русского методиста профессора Галины Александровны Китайгородской.

В 1966г. в Софии был основан научно-исследовательский институт сугестологии, который возглавил Г. Лозанов. Слово “суггестия” происходит от латинского suggero – внушение (в состоянии бодрости), но Г. Лозанов в своих роботах и лекциях всегда подчеркивает связь понятия “суггестия” с семантикой английского глагола to suggest (предлагать). Таким образом суггестия – это коммуникативный фактор, который выражается в “предложении” личности сделать свой выбор из широкого спектра возможностей, комплексных стимулов.

Суггестология- это наука об ускорении гармонического развития личности и раскрытия его разносторонних резервных возможностей – памяти, интеллектуальной активности, творческих способностей и т.п.

Суггестология была положена в основу суггестопедичного направления в обучении, в частности обучении иностранных языков. Основная идея суггестопедии - раскрытие и развитие всесторонних резервных возможностей личности. В суггестопедии используются не только возможности интеллекта (за которые “несет ответственность” левое полушарие мозга), но и эмоциональная сфера личности (функции правого полушария).

Вера в успех каждого, доброжелательность как основа взаимоотношений между преподавателем и учениками, между самими учениками; авторитет преподавателя и его творческая роль; высокомотивированная учебная деятельность, направленная на овладение содержанием обучения, – все это стимулирует и обеспечивает раскрытие резервов личности учащихся.

Применение суггестопедической системы Г.Лозанова для овладения иностранным языком дало положительные результаты и привело к созданию обществ и центров обучения, в основу которых положена суггестопедическая теория. Дальнейшее развитие идеи Г.Лозанова нашли в научных исследованиях и практических разработках Центра интенсивного обучения иностранным языкам под руководством Г. А. Китайгородской (Москва). Она обогатила теорию Г.Лозанова новыми методическими положениями, которые дали возможность перестроить не только систему мотивации, но и сам процесс обучения, и данными ряда смежных с методикой наук, в частности психологии (теория личности и коллектива) и психолингвистики (теория речевой деятельности).

Многолетние теоретические и экспериментальные исследования Г. А. Китайгородской и ее коллег завершились созданием метода активизации возможностей личности и коллектива, по которому, собственно, и происходит обучения в нашем центре. Понятие активизация и есть ключевым элементом в концепции интенсивного обучения.

Активизация – это процесс, направленный на достижение активности личности и сохранение этого состояния. В своем исходном значении слово “интенсивный” (лат. “intensus”) означает напряжение, то есть активность за единицу времени. В этом случае понятие “интенсивное обучение” интерпретируется как динамизм, активность во взаимодействии преподавателя и учебной группы, а также учащихся между собой.Именно состояние активности преподавателя и учащегося обеспечивает высокий уровень интенсивности (напряжения) учебного процесса.

Такое представление об обучении является актуальным, поскольку проблемы взаимодействия людей все больше срастаются с проблемами обучения иностранным языкам. Ведь сегодня стратегической целью обучения является овладение языком как средством межкультурного общения. Теория коммуникации убеждает нас в том, что недостаточно знать язык, систему языка, правила функционирования языкового кода. Для того чтобы общаться, следует знать, как использовать язык в определенном контексте.

В основе процесса обучения по методу активизации лежит общение посредством иностранного языка (в его устной и письменной формах), которое выступает одновременно целью обучения, основным средством и условием его достижения. Общение на иностранном языке пронизывает весь процесс обучения. Поэтому интенсивное обучение может быть определено как “особым образом организованное обучающее общение, в процессе которого проходит ускоренное овладение предметом и активное развитие личности” (Г. А. Китайгородская)

 

МОДЕЛЬ ОВЛАДЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫМ ОБЩЕНИЕМ:

 

Синтез1 strelka

http://centreintensive.com.ua/wp-content/uploads/2013/12/strelka2.gif

Формирование коммуникативных
навыков

        Анализ strelka

http://centreintensive.com.ua/wp-content/uploads/2013/12/strelka2.gif

Формирование языковых
навыков

Синтез2

http://centreintensive.com.ua/wp-content/uploads/2013/12/strelka2.gif

Формирование речевых
навыков

 

Характерные особенности интенсивного обучения:

    • овладение иностранным языком за короткое время за счет мобилизации ресурсов личности и его скрытых резервов;
    • иностранный язык не изучается, в него вживаются через общение;
    • овладение иностранным языком подобно овладению ребенком родным языком
    • занятия начинаются с общения, а не с усвоения грамматических правил;

“Грамматика представлена в очень красивой “обертке”, причем на этой красивой и элегантной обертке не написано слово “грамматика”"

Г.А.Китайгородская

  • обучение иноязычному общению проходит в форме ролевой игры

Курс по методу активизации возможностей личности и коллектива:

  • обучает “живому” разговорному языку
  • дает возможность заговорить, начиная с первого занятия
  • знакомит с культурой и традициями страны изучаемого языка
  • учитывает индивидуальные потребности каждого
  • помогает преодолеть языковой барьер
  • предусматривает максимизацию объемов учебного материала
  • проходит в дружеской неформальной атмосфере